Проект с названием «Sound of two Songs» / «Звучание двух песен» британского фотографа Марка Пауэра / Mark Power начался в сентябре 2004-го, когда он приехал в Польшу в рамках командировки, организованной Magnum — десять фотографов были отправлены провести месяц в странах, которые вошли в том году в состав Евросоюза. Результаты этих поездок, под общим названием Eurovisions, были выставлены в центре Помпиду в Париже в начале 2005 года.

Но фотограф не был полностью удовлетворен результатом. «Мне казалось, что эти начальные поиски лишь немного „царапают“ поверхность страны, хотя она примерно такого же физического размера и популяции, как и другие девять новых членов, вступивших в EU». «Следовательно, в течении пяти следующих лет, я совершил более двадцати визитов туда, часто в компании польского фотографа Конрада Пустолы, который щедро делился со мной познаниями о своей родной стране. Вместе мы путешествовали по Польше вдоль и поперек, до тех пор, пока Конрад не уехал учиться в Лондон, а мне пришлось продолжить съемку проекта в одиночестве». «Со временем фокус моего зрения, конечно же, сместился с исследования эффектов от вступления в EU в сторону более субъективного, поэтического и автобиографичного подхода по отношению к стране, в которую я начал влюбляться.

Наряду с серией портретов людей, которых я повстречал по дороге, польский „ландшафт“ обычно показан с уважительной дистанции. Это место, увиденное иностранцем, аутсайдером, это позиция, которой я придерживаюсь».

Нужно подчеркнуть, замечает автор, что проект The Sound of Two Songs является субъективной работой, он не может быть рассмотрен (и не планировался), как фактическое подтверждение того, какой именно является современная Польша, или даже хотя бы как она выглядит. «Это было бы невыполнимой задачей, неважно, сколько времени ты проведешь там. Но, говоря это, я верю, что эта серия станет, со временем, важным историческим документом об этом примечательном периоде в польской истории».

Нежные лирические, полупрозрачные ландшафты Польши тех лет наполнены у Марка Пауэра необъяснимой теплотой. Во взгляде фотографа напрочь отсутствует высокомерие или ирония случайного западноевропейского гостя, а сами постсоветские реалии этого мира, вдруг «зависшего» между эстетикой СССР и Европы, выглядят на его снимках чем-то хрупким, полуразрушенным и уходящим навсегда, вытесняемым разноцветным и настойчивым миром рекламных биллбордов. Но само это одновременное звучание «двух песен» здесь создает какую-то особую гармонию, а визуальный диссонанс между старым и новым не является беспокойным, рваным и раздражающим. Просто становится немного грустно.