Люди тени © İlker Karaman

Суета сует в сочетании с традиционной уличной фотографией позволили фотографу Илькеру Караману (İlker Karaman) прийти к новой, личной дороге в творчестве.

Традиционная стрит-фотография часто ориентирована исключительно на «момент», в чистом виде, на пойманные жесты и выражения лиц прохожих. При этом фотографии объединяет между собой, по сути, только имя сделавшего их фотографа. Но со времени, когда Анри Картье-Брессон ввёл концепцию «решающего момента», стрит-фотография медленно менялась, впитывая новые влияния и стили, примерами которых можно назвать автопортретные работы таких авторов, как Вивиан Майер (Vivian Maier),  Ли Фридландер (Lee Friedlander) и Андре Кертеш (André Kertész).

Один из фотографов, принявших этот новый вызов – Илькер Караман. Он использует традиционную среду и предмет стрит-фотографии, превращая их в фоновое окружение для своей главной задачи – понимания своего места в этой среде. Объясняя, почему он начал снимать серии стрит-фото, в которых присутствует сам, тенью или отражением, Караман говорит: «Мы не привыкли видеть фотографа на его фотографии. Я понял, что если фотограф поместит в снимок себя, это создаст визуальную загадку, паззл, заставит зрителя задуматься – «Как?». Вызвав у зрителя этот вопрос, фотограф становится более интересным, притягательным».

Отражения © İlker Karaman

Название для этого проекта, «В поисках Себя» (In Search of Myself), таким образом, оказывается очень уместным. Караман объясняет значение его бесконечного визуального путешествия, говоря: «Экзамен на понимание – «кто я есть» – одно из старейших испытаний для людей. Мой характер, моё воспитание – продукт окружения, в котором я вырос и живу, и моя фотография включает в себя культурные коды, связанные с моим пониманием этой жизни. Я стараюсь открыть себя в моих работах. В этой серии я старался включить себя в каждый кадр, чтобы подчеркнуть мой поиск понимания – кто я есть».

Фотография давно уже является инструментом самопонимания и личной рефлексии, и очень интересно размыть границу между этим подходом и традиционной стрит-фотографией. На вопрос, почему в исследовании глубоко личной темы он пользуется именно фотографией, Караман отвечает: «В современном мире нелегко обращать внимание на окружающую визуальную красоту. Мы живём в постоянной спешке, выполняем бесконечные обязанности, и у нас не остаётся времени, чтобы посмотреть вокруг. Мы пренебрегаем красотой, даже когда она совсем рядом. Я хочу показать людям, что они не замечают на улицах ежедневно, через моё присутствие в этих картинах».

Перевод с английского Александра Курловича

Кирпичи © İlker Karaman

Автобусная остановка © İlker Karaman

Переход © İlker Karaman

Желтизна © İlker Karaman

Тени © İlker Karaman

Незнакомец © İlker Karaman

Ступеньки © İlker Karaman

Линии © İlker Karaman