Люсьен Фрейд, Лондон, 2008 © Anton Corbijn

Антон Корбайн создал одни из самых ярких образов поп-культуры за последние десятилетия. Новая выставка, основанная на трёх сериях, Inwards & Onwards, #5 и Star Trak, в первую очередь представляет портреты художников, а также редко выставлявшиеся и неизвестные работы. Выставка Антона Корбайна «Художники и ещё художники» проходила в июле-августе 2023 в Old Store Winehouse, Château La Coste, Прованс, Франция, одновременно с фестивалем фотографии в Арле.

Ай Вэйвэй, Пекин, 2012 © Anton Corbijn

Антон Корбайн: «Этот портрет делался в цейтноте. В 2012 году я прилетел в Пекин, чтобы сфотографировать Ай Вэйвэя у него дома. Незадолго до начала съёмки художника-диссидента вызвали по телефону в полицейский участок, и было неясно, насколько это затянется. Именно это придаёт снимку атмосферу дзена и беспокойства».

Джефф Кунс, Нью-Йорк, 2011 © Anton Corbijn

«Думаю, эта фотография – скорее насмешка. Он был известен по обнаженным фото с Чиччолиной, поэтому сниматься, скрывая лицо, было забавно. Работа, закрывающая лицо – авторская, и она очень тяжелая. Это скорее не «воздушный шар», а «свинцовый воздушный шар».

Слэш, Сан-Хосе, 1992 © Anton Corbijn

На выставке также представлены знаковые изображения некоторых из самых влиятельных музыкантов мира, включая Боба Дилана, Принса и Дэвида Боуи. Обычно Корбайн изображает музыкантов без инструментов, но здесь Ник Кейв, Джонни Кэш, Том Уэйтс и Слэш сняты с инструментами, которые являются центром композиции.

Патти Смит, Нью-Йорк, 1999 © Anton Corbijn

«Мне нравится язык тела на этой фотографии. Я встречался до этого с Патти Смит, но никогда её толком не снимал. Я предложил ей поучаствовать в проекте, который я делал. Он назывался «33 жизни», и состоял из снимков в стиле «псевдо-папарацци». Это долгая история, но я вставил в камере неправильную плёнку, и получившаяся фотография – не то, чего я хотел добиться. Поэтому она так и не стала частью серии, но я люблю эту фотографию такой, какая она есть. Она сама была очень активным фотографом, и есть другая её фотография, которую я сделал в Париже, с её поляроидом, и эта фотография – единственная из моих, висящая у меня в студии».

Дэвид Боуи, Лондон, 1993 © Anton Corbijn

«Насколько я помню, это моя последняя съёмка Дэвида. Конечно, тогда я этого не подозревал. Я действительно люблю эту фотографию, также как и первую, сделанную в 1980 году, когда он играл «Elephant Man». Он всегда смотрелся великолепно, интеллигентно и очаровательно, и у него было великолепное чувство юмора. Он был идеалом человека перед камерой. Эта фотография была сделана под дождём, или под лёгким снегом, но как бы там ни было,  результат был интересным».

Ансельм Кифер, Баржак, 2008 © Anton Corbijn

Узнаваемый монохроматический стиль Корбайна, направлен на то, чтобы сделать портрет человека, а не «звезды». Он великолепно отражает душу и эмоции конкретного человека, одновременно исследуя трудности, скрывающиеся за статусом «звезды».

Линетт Ядом-Боакье, Лондон, 2017 © Anton Corbijn

«Я люблю работать с художниками. Это началось с Дона ван Влита, известного, как Капитан Бифхарт, и немецкой художницы Ими Кнобель, в 80-х.  Затем у меня был совместный проект с Марлен Дюма, и тут-то я и попался. Этот снимок с Линетт был сделан в её маленькой студии в Хакни, если я правильно помню, по заказу американского Vogue.  Мне очень нравились её работы, но она не разрешила мне их снимать, потому что они не были окончены. Как всегда, мне очень нравятся мазки кистью на фоне, для меня это хорошо работает».

Марлен Дюма, Амстердам, 2000 © Anton Corbijn

Часто, фотографируя своих персонажей в шероховатой городской среде, под серым низким небом, Корбайн использует низкую скорость затвора, чтобы подчеркнуть жесты и движения. Это характерный приём, придающий его работам яркую узнаваемость и репортажный флёр.

Кортни Лав, Орландо, 1995 © Anton Corbijn

«Тогда я впервые фотографировал Кортни. Я никогда не делал этого, пока Курт (Кобейн) был жив, хотя несколько раз виделся с ними, нак как их номер в отеле в Лос-Анджелосе был напротив моего, когда мы делали видео (Для сингла Nirvana “Heart Shaped Box” 1993 года). Иногда я думаю, что слишком вежлив и скромен для этой работы. Во всяком случае, она попросила меня снять её и её группу Hole. Мы закончили всё во Флориде, в ходе их тура, и в конце дня, с этим красивым сумеречным освещением, мы сделали несколько кадров одной Кортни в океане. Полная луна и плещущаяся вода, наводят на мысли о Венере Милосской…».

«Нирвана», Сиэттл, 1993 © Anton Corbijn

«Парни из группы были милы и веселы, и я получил большое удовольствие, проведя с ними два дня. Кортни показала Курту несколько видео, которые я сделал для “Echo and the Bunnymen”, и следующее, что я запомнил – я снимаю видео для “Heart Shaped Box”. Курт был полон идей и с ним классно было работать. Он попросил меня снять ещё клип на Pennyroyal Tea, но я отказался, так как подумал, что не смогу превзойти первый. Он сказал потом – «если не с тобой, я не буду больше делать клипов вообще». И так оно и вышло. Они так и не сделали этого, и мне бы очень хотелось, чтобы я принял это предложение, оглядываясь назад».

Coldplay, Венеция, 2013 © Anton Corbijn

«Я не считаю себя «фотографом знаменитостей», хотя некоторые люди, которых я снимаю, могут считаться ими. Честно говоря, я люблю встречать и фотографировать людей, чья работа мне нравится, независимо от того, известны они или нет».

Питер Дойг, Тринидад, 2011 © Anton Corbijn

Это единственный снимок Дойга, сделанный Корбайном, и они провели, фотографируя, два дня. Картина на заднем плане не выставлялась до 2021 года, когда она дебютировала в Michael Werner gallery.

Ник Кейв, Лондон, 1997 © Anton Corbijn

Рассуждая о своей серии Inwards & Onwards, Корбайн говорит – «я просто вернулся к основе, – делать простые чёрно-белые фотографии людей, с которыми я хотел бы повстречаться. Я очень многому научился у этих людей. Я встречал их, и моя жизнь становилась в чём-то богаче, и я шел двльше».

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича