Несмотря на то, что эта давно ожидаемая цифровая зеркальная камера, как утверждает реклама, не изменит «правила игры», она, несомненно, повлияет на ваши возможности как фотографа.

После всего того рекламного шума, который весь прошлый год сопровождал Canon EOS 5D Mark II, я был почти готов к пению божественного хора в ушах, когда наконец-то взял эту камеру в свои руки.

В первую очередь, потому что 5D II – давно ожидаемый (больше трех лет) преемник 12.8-мегапиксельного Canon 5D, первой цифровой полнокадровой зеркальной камеры, которая получила широкое распространение. Во-вторых, 21.1 мегапиксельный 5D Mark II вызывал во мне волну возбуждения благодаря своей способности делать видео высокого разрешения (Full HD).

После опубликования в сентябре 2008 года предварительной рецензии видео функции 5D MKII от фотографа Vincent Laforet, из которого получился знаменитый ролик “Reverie” («Задумчивость») , чуть ли не каждый профессиональный фотограф, с которым я разговаривал, предположил, что в 2009 году ему придется освоить новую специальность «режиссер видео». Ну вот, наконец-то и произошло то, во что мы всегда верили!

Конечно, вслед за шумихой пришла неизбежная обратная негативная реакция, затем неизбежная переоценка, а затем окончательное простое понимание, что видеорежим не способен реально изменить вашу жизнь, хотя, возможно, сделает ее немножко легче.

Именно эту гамму эмоций испытал я, когда в конце Декабря, изнуренный шумихой и чрезмерным позитивно-негативным щебетанием в блогах, окончательно заполучил в свои руки камеру. В конце концов, во мне осталось только зудящее желание взять вещь и сделать много-много картинок.

ОСВЕЩЕНИЕ, КАМЕРА…?

Способность камеры записывать видео высокой четкости формата Full HD (1920 × 1080, 30 fps) интриговала меня, но, благодаря собственному опыту монтирования фильмов я знал, что должна быть бочка дегтя для этой вкусной ложки меда.

Конечно, отснятый материал выглядит замечательно, если вы смогли удержать его в фокусе и экспонировали должным образом (об этом немного позже), но монтаж видео невероятно труден и занимает слишком много времени, если вы хотите получить результат, хотя бы наполовину пристойного качества.

Поэтому, если вы предполагаете продавать сделанное с помощью 5D II видео, вам стоит освежить свои знания о Final Cut Pro или Adobe Premiere Pro. Другими словами, вы будете нуждаться в сотрудничестве с опытным видео-монтажером, что, между прочим, и сделал Laforet, чтобы создать свой короткий фильм “Reverie”. И конечно, хорошие видео-монтажеры стоят не дешево.

Но какое отношение это всё имеет к фотографии? Никакого и, одновременно, очень большое, как говорится. И Canon 5D Mark II как раз относится к такому типу камер. Она (камера) выглядит многообещающей, хотя, пока что, далеко не полностью представлена (описана) в рекламном пресс-релизе – как такое возможно? А, на самом деле, предлагается очень многое для такой цены.

Рекомендуемая розничная цена производителя 5D Mark II составляет $2,699 (только камера), что на пару сотен долларов дороже, чем 12.1-мегапиксельный Nikon D700 и на $300 дешевле, чем 24.5-мегапиксельный Sony A900. Будет даже лучше, если у вас еще нет линейки объективов Canon, потому что 5D II поставляется в замечательном комплекте с объективом 24—105мм f/4L IS USM за $3,499. Несмотря на то, что конечно, нет базовой модели по сниженным ценам, 5D II предлагается за хорошую цену в эти жесткие экономические времена.

Качество изображения при стандартных условиях съемки, которое, к счастью, для любого фотографа остается главной побудительной причиной купить цифровую зеркалку, у 5D Mark II близко к наилучшему из всего, что я видел, но по-настоящему великолепно при высоких ISO. (Это подвиг для камеры, чья разрешающая способность почти вдвое больше чем у ее предшественницы)

В то же время, есть и некоторые четко выраженные проблемы, в частности, система фокусировки при низком освещении не радует, а некоторые другие возможности существуют только в рекламных сказках. К примеру, являясь очень солидной и недорогой для своего сегмента полнокадровых камер, 5D II не имеет вспышки. И вот почему.

ПРИВЫЧНЫЙ КОРПУС

При всех своих претензиях на технологические инновации, Canon и Nikon являются наиболее консервативными компаниями в том, что касается дизайна камеры. Возьмите Canon 5D Mark II или любую новую модель Nikon из семейства любительских или профессиональных цифровых камер, и вы не встретите какие-либо заметные изменения корпуса относительно своей предыдущей версией. Если вы относитесь к большинству фотографов, тогда, наверное, найдете эту стабильность дизайна вполне комфортным. Если что-то не ломается, так его и не надо ремонтировать, правильно?

Обычно, я полностью поддерживаю технологические и любые другие нововведения, но когда это случается с корпусом DLSR камеры, я предполагаю, что тоже становлюсь изрядным консерватором, поэтому меня вполне удовлетворили незначительные изменения дизайна корпуса 5D Mark II.

На задней крышке появился большой и более привлекательный 3-дюймовый LCD-дисплей, с разрешающей способностью 920,000 точек (307,200 пикселей). Изображения и видео высокого разрешения действительно хорошо выглядят на нем, но чуть-чуть лучше, чем надо.

В эпоху маленьких LCD-дисплеев с низкой разрешающей способностью, все понимали, что нет смысла уделять много внимания тому, как фотографии выглядят на экране – обычно они были намного лучше, чем казались сначала. Однако, после появления больших и хороших дисплеев, я обнаружил, что им и вовсе не стоит доверять, потому что может оказаться, что фотографии не выглядят так же хорошо, как вы думаете. На мониторе компьютера или отпечатанные размером 13х19 дюймов, ваши прекрасные картинки, сфотографированные при ISO 12800, могут оказать мешаниной шумов. К сожалению, нововведения это обоюдоострый меч.

Если не считать новый дисплей, то у 5D Mark II, в противоположность слега завышенным и зауженным моделям Nikon, очень знакомый, такой же, как у его предшественника, широкий корпус с надежной защитной резиновой отделкой.

5D Mark II выглядит очень похожим на своего «не-полнокадрового» брата, 15-мегапиксельного 50D, но вместо кнопок расположенных под большим дисплеем как на 50D, на 5D Mark II они выстроены в линию на левой стороне камеры.

Перестановка кнопок, явно необходимая из-за увеличенного дисплея, бесит моего друга и, часто, партнера Джейсона Гроупа (Jason Groupp), так как он нажимает кнопку «корзина» быстрее, чем кнопку «воспроизвести». (На оригинальном 5D, который использует Джейсон, кнопка «корзина» находится под дисплеем, а кнопка «воспроизведение» – слева).

Canon попытался компенсировать проблему небольшим увеличением кнопки trash, но опасность случайного нажатия остается, и совершить ошибку по-прежнему легко. (К счастью, простое нажатие кнопки trash не приведет к удалению вашего изображения).

Другие изменения компоновки незначительны; все также отсутствует встроенная вспышка, однако, Canon слегка изменил диск установки режима, добавив в него три программируемые опции для записи ваших любимых установочных комбинаций (мне это нравится).

Кроме того, добавлена оцпия Creative Auto (ненавижу это), которая впервые установлена на 50D. Creative Auto предлагает вам советы типа как «заблюрить задний план» или «как осветлить или затемнить изображение» на экране меню. Вы наверное захотите удалить эту наименее используемую опцию. Не считая вышеперечисленного, больше ни что не будет вас возмущать и, возможно, вы найдете корпус 5D II необычно успокаивающим (как бы странно это не звучало).

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЙ, НО…

При всей рекламной шумихе окружающей видеорежим 5D Mark II, менее всего обсуждалась наиболее важная для фотографов способность камеры делать фотографии. Я тестировал 5D Mark II одновременно с Sony A900 для PDN, поэтому сравнение двух камер было неизбежным.
 В большинстве случаев, эти две 20+ мегапиксельные камеры делают одни из самых качественных изображений по сравнению со всеми, которые я видел у цифровых зеркалок. Тем не менее, Nikon D700 и Canon 1Ds Mark III, возможно, побеждают в соревновании с небольшим преимуществом но, с некоторыми индивидуальными отличиями.

A900, при использовании хорошего осветительного оборудования, оказался на порядок лучше, чем 5D II. В специальном обзоре, вы сможете больше прочитать о возможностях A900, но я действительно почувствовал невероятно плавные переходы между светлыми и темными пространствами; изысканные, натурально выглядящие оттенки кожи; замечательный, богатый, но не перенасыщенный цвет; все это делает A900 отличным, относительно недорогим устройством для студийных фотографов, которые кажутся как раз той аудиторией, на которую нацеливается Sony (я еще не имею возможности сравнить A900 с 24.5-мегапиксельным Nikon D3X, который на $5,000 дороже чем A900, но планирую это сделать).

Нельзя сказать про 5D II, в котором применяется 14-битное аналого-цифровое преобразование, что он хуже. Фактически, 5D II замечательная камера, передающая оттенки кожи очень близко к A900 (12-битный А/Ц) и уверенно работающая в широком диапазоне световых условий. Свадебным и портретным фотографам 5D II конечно понравится, а если бы он имел более быстрый затвор (ныне 3.9 кадров/сек) я бы порекомендовал его спортивным фотографам благодаря гибкости применения в различных световых условиях (есть, однако, важное предостережение, о котором я скажу позже).

5D II является одной из немногих камер, в которых применяется низкое значение ISO 50, что предполагает лучшее качество изображения при ярком дневном свете. Хотя, как уже упоминалось ранее, для жестких дневных условий я все-таки предпочитаю A900, Canon 5D II оказалась совсем рядом с камерой от Sony, которая делает чуть-чуть немного более живую картинку.

К сожалению, уже на ISO 800, A900 выдает неутешительный, очень шумный, кадр. И наоборот, 5D II, в большинстве случаев, сногсшибателен при плохой освещенности и производит очень чистые изображения при значениях ISO вплоть до 6400(!), превосходя «лошадь из своей конюшни», 50D, вместе с другими недавно выпущенными цифровыми зеркалками.

Несмотря на то, что Nikon D700 не уступает ему качеством картинки, 5D Mark II имеет почти вдвое большее разрешение, а размер пикселов меньше, чем на D700 ( 6.4 микрон и 8.4 микрон). То есть, вполне очевидно, что новый процессор DIGIC 4 «сверхурочно» работает на подавление шумов на картинках от 5D II.

Джейсон сделал дополнительную сессию с 5D Mark II в некоторых запутанных местах Манхеттена, включая станцию метро [the 110th Street subway stop], а также внутри скопления тоннелей Grand Central Terminal. Он использовал значения ISO никогда не ниже чем 3200 – и получил великолепный результат. «Две особенности 5D Mark II я заметил сразу: резкость и четкость изображения», заметил позже Джейсон.

Изображения на ISO 6400, которые он сделал в очень темной «шепчущей галерее» в Grand Central, где, как он сказал, в одном углу человек шепчет, а в другом его шепот отчетливо слышен, выглядят настолько чисто, что хочется присвистнуть, особенно после того, как картинки были конвертированы в черно-белые в Photoshop-е. Поэтому, несмотря на утверждение Джейсона, что Nikon D3 это та камера, которая сделала ISO 3200 «новым ISO 400», теперь уже 5D Mark II поднял планку годного к употреблению диапазона до ISO 6400. Отличная новость.

Однако, самым серьезным нововведением на 5D Mark II являются высокие значения ISO 12800 × 25600. Я фотографировал на этих экстремальных ISO ночью, рядом с некоторыми станциями метро, в парке, и вдоль реки Гудзон возле моста Джорджа Вашингтона со смешанным результатом. Некоторые ночные кадры, снятые на ISO 12800, на большом LCD-дисплее выглядели замечательно, но демонстрировали значительные цветовые и световые шумы, когда я рассматривал их на мониторе компьютера.

Хочу сказать, что из всех камер, которыми я фотографировал, лучше всех поддерживает ISO 12800, возможно, D700. На 5D II, при ISO 25600, изображения RAW обладали многоцветными шумами, исполосовавшими все мои ночные снимки в парке.

Это была хорошая попытка, парни, но такой уровень ISO еще не готов для постоянного использования.

…НЕКОТОРЫЕ РАЗДРАЖАЮЩИЕ МЕЛОЧИ

Таким образом, к сожалению, 5D Mark II получился не без нескольких мелких и одной большой проблемы (По мнению моего коллеги David Schloss, производители вообще не состоянии производить камеры без каких-либо дефектов).

Во-первых, пользователи жалуются на «черные точки» обнаруженные на изображениях, сделанных с помощью 5D Mark II. К моменту написания данного обзора проблема еще не решена, поэтому, каждый раз, когда я фотографировал на 5D Mark II, я видел несколько таких точек, чаще всего на маленьких ярких участках кадра, типа Рождественских огней, (Между прочим, если бы Canon не выделил мне камеру в канун Рождества, этот обзор не был бы опубликован так быстро!)

Кроме того, черные точки появлялись на правой стороне ярких участков сделанных мной изображений. Я также замечал некоторые черные полоски (области) на правой стороне окон, которые я фотографировал ночью с улицы.

Необходимо уточнить, что точки проявляются не всегда и не видны до тех пор, пока я не увеличивал картинки до 100%. Это не оправдание существования проблемы, тем не менее, надеюсь, что обновление фирменного ПО произойдет уже скоро (Когда PDN ушел в печать, Canon выпустил Firmware 1.0.7, которое, кажется, решило проблему).

Я также заметил, как упоминалось еще в некоторых сообщениях пользователей, небольшую проблему с хроматической аберрацией, она же «Пурпурная Окантовка» (Chromatic Aberration, aka “Purple Fringing), на высококонтрастных, пограничных участках моих картинок, например, вокруг веток деревьев. Это уже менее простительная, и, к несчастью, более трудная для решения проблема чем «черные точки», потому что, скорее всего, вызвана внутренней проблемой CMOS-сенсора.

Но, прежде чем все бросятся звонить в Canon с жалобами, я хочу сказать, что этот тип Хроматической Абберации, по крайней мере, в моих экспериментах, совсем не тот тип отвратительной «Пурпурной Окантовки» которая появлялась в первых цифровых камерах. Потому что, если вы посмотрите близко на ветки, то сможете увидеть на некоторых из них фиолетовый оттенок. Это не хорошо, но тоже не особенно заметно невооруженным глазом.

МЕДЛЕННЫЙ ФОКУС ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ

Самая большая проблема новой камеры это раздражающе медленная скорость автофокуса при малоконтрастном, плохом освещении. Это тот тип ситуации, в которой 5D II, в действительности, должен особенно блистать, потому что, при сочетании высокого значения ISO и низкой освещенности мощность его 24х36мм CMOS сенсора особенно впечатляет.

Мы не испытывали проблем с фокусировкой, когда фотографировали внутри метро с тусклым светом и в Grand Central Terminal, но позже, когда я пошел фотографировать в парк ночью, то обнаружил, что 5D II часто пытается «ловить» фокус, мучительно дергаясь до тех пор, пока не зафиксирует его. При определенных условиях, камера вообще не может его найти.

Все дело в том, что Canon не захотела устанавливать в 5D II новую систему автофокусировки. Камера использует ту же самую 9-точечную интеллектуальную систему AF с шестью вспомогательными точками вокруг центра, которая применяется на ее предшественнике, т. е. ту систему, которая, несомненно, уже немножечко надоела.

В то же время, сопротивление Canon объяснимо. После того, как он установил в свою серию профессиональных камер Mark III новую автофокусную систему (19 основных и 16 вспомогательных точек), на производителя обрушились жалобы от фотографов на автофокусные осечки, поэтому он был вынужден установить старый скрипучий автофокус в новую камеру 5D II.

ОДИН СЮЖЕТ, ОДИН КАДР

Итак, несмотря на некоторые проблемы, 5D II это очень хорошая тихая фотокамера, но какова она как видеокамера? Мне кажется, что как первая попытка Canon создать комплект из Цифровой Камеры и видеоустройства HD, 5D II, конечно, производит впечатление, но, в конце концов, это только хорошая первая попытка.

Из того, что мне и Джейсону однозначно понравилось в видео режиме это, во-первых, то, как плавно он работает со всеми объективами Canon, что позволило нам снять много различных ракурсов и видов и, во-вторых, то, как легко осуществляется переход от режима фотографирования к Full HD видеосъемке. (Мы оба почувствовали, что могло бы быть еще лучше, если бы можно было использовать на одно нажатие кнопки меньше).

Качество видео Full HD прекрасно, производство изумительно, результат получился сочным, с большой оптической глубиной и, безусловно, много лучше любого другого видео режима на обыкновенной камере и менее дерганный, чем видеорежим на Nikon D90.

Хочется, чтобы и на скорости 30fps и 24fps лучше симулировался “filmed” films. (Черт возьми, даже простая имитация «кино» режима была бы оценена по достоинству). Максимальная длина клипа длиной 4Гб (или 29 минут, 59 секунд) оказалась самой меньшей проблемой для нас, потому что наши короткие видеофильмы были разбиты на красивые короткие сюжеты.

Из-за того, что прежде чем начать съемку, приходится использовать предварительную фокусировку или использовать ручную наводку на резкость, её сохранение во время съемки сюжета является проблемой. Съемка с рук, даже при использовании объективов со Стабилизатором Изображения, так же приводит к потере резкости, поэтому, полезно будет применение стэдикама. Сохранение правильной экспозиции во время съемки всего сюжета было так же трудным, благодаря тому, что автофокус иногда отказывался срабатывать в смешанном свете.

Как бы там и было, для первой попытки, Canon создал замечательное видео устройство для 5D II. И профессионалы, сказали, что они проверили это на практике. Несмотря на то, что вы уже видели видео Laforet-а, сделайте простой быстрый поиск в интернете и вы найдете десятки других отличных HD видео сделанных этой камерой.

ИТОГ

Итак, 5D II является тем, чем является – только камерой. Если вы ожидаете, что эта цифрозеркалка изменит вашу жизнь, тогда вы точно сдираете кору не с того дерева.
 В то же время, 5D II конечно не идеальна и содержит ряд раздражающих, хотя и совершенно не смертельные проблемы. Это «черные точки» в пересвеченных местах; некоторую хроматическую аберрацию на высококонтрастных объектах, таких как ветки деревьев; и антикварную систему автофокуса, которая может быть мучительно медленной в условиях экстремально низко освещенности, но то, что следует за вышеперечисленным, более важно.

Попросту говоря, в определенном диапазоне световых условий, у 5D II получается одна из самых качественных картинок из всех DSLR. Поэтому, мне кажется, что Canon 5D Mark II является лучшим устройством, которое вы можете найти для фотографирования при низкой и смешанной освещенности на высоких ISO. Для камеры, чья стоимость меньше чем $3000 и с разрешающей способностью 20+ мегапикселей это о многом говорит.

Ах да, и ко всему к этому они делают еще и просто ужасно хорошие HD видео камеры.


Перевод Игоря Кубединова (Фотолюбитель)